автор настоящего ‘руководства’ скрыл свое имя под инициалами ‘а.м.’. сегодня мы знаем, что это александр маслов. в середине XIX века он являлся одним из блестящих знатоков техники акварели. небольшая книжка явилась практически первым для той эпохи русским пособием по способам работы в приемах живописи водяными красками. с ее помощью обрели первичные навыки акварелистов несколько поколений отечественной молодежи. особенно ценным издание оказалась для провинции, где знающих педагогов по искусству было очень мало…
из родного предисловия:
при составленiи руководства рисованья акварелью я имѣлъ единственною цѣлью пополнить общiй недостатокъ, встрѣчаемый по сему предмету, и быть полезнымъ какъ молодымъ любителямъ и любительницамъ, неимѣющимъ возможности пользоваться совѣтами хорошаго учителя, такъ равно и тѣмъ, которые изъ ложнаго стыда не хотять учиться у другихъ, потому только что уже сдѣлали нѣкоторые успѣхи.
число любителей рисованья вообще весьма значительно; но теоретических, упрощенныхъ правилъ, объясняющих различные прiемы, снаровку, смѣшенiе красок, и могущихъ быть приспособленными къ практикѣ – весьма мало. не придавая руководству моему особой важности, я буду считать себя совершенно счастливымъ, ежели оно послужить не болеѣ какъ вспомогательнымъ средствомъ къ скорѣйшему достиженiю положительныхъ успѣховъ въ рисованiи акварелью, и облегчить трудъ такихъ любителей, которые стараются достигнуть желаемой цели безъ помощи учителя.
далее идут разделы о линейной и воздушной перспективах, о постепенности светотени (clair-obscur), гармонии цветов, рефлексии и эффекте, о рисовании акварелью, и в особенности о том, что необходимо для рисующего прежде, чем он возьмется за кисть. такие формулировки! во второй главе рассказывается о выборе бумаги, способе смягчивания (именно так!) и наклеивания ее, о досках, карандашах, о гуммиластике, о выборе кистей и прочих материалов, необходимых для акварели. прямо перед третьей главой есть пару строк про палитру на фарфоровых блюдечках.
далее идут первоначальные цвета и объяснение таблиц, на которых означены 108 главных цветов и название красок, входящих в их состав.
четвертая, пятая, шестая главы посвящены рисованию цветов, плодов, портретов и ландшафта. листья розана, простая роза, медвежье ушко красное, медвежье ушко голубое, персики, абрикосы, вишни, белая смородина.. рисование в примерах.
…
с книгой этой буду расставаться, хотя она такая нежная. вместе с ней я купила тогда акварельную бумагу arches, она была узкого горизонтального формата и пролежала в ожидании семь лет. и только этой весной, перестав бояться, нарисовала прогулку с бабушкой…